Шпагина Светлана Сергеевна, учитель - логопед , учитель-дефектолог

Статья «Развитие коммуникативной функции речи ребенка»

Статья: «Развитие коммуникативной функции речи  ребенка»

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии .

Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» .

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, — коммуникативная функция, или функция общения.

Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общения. Здесь достаточно большой круг вопросов:

- соотношение вербальных и невербальных средств общения;

- использование паралингвистических способов для повышения эффективности общения, прежде всего показателей пространства и времени;

- разработка и оценка разных стилей общения – от дружеского по горизонтали с людьми вашего же положения и возраста до официального по вертикали с людьми выше вас по статусу, возрасту, социальной значимости;

- общение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и общение в экстремальных и конфликтных условиях.

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, т. е. в обучении.

Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т. д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средства фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей. Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития. Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.

В истории человечества развились не только средства осуществления деятельности, но сложился, развился и усложнился особый путь передачи этих средств, передачи общественного опыта последующим поколениям. Этот специфический путь и есть обучение. Оно представляет собой направленной и организованный способ передачи общественного опыта. Обучение играет, таким образом, определяющую роль в процессе психического развития ребенка.

Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления. И в процессе развития высших психических функций у ребенка возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление. Устная речь является универсальным средством мышления, общения и познания, и оттачивается на протяжении всей жизни.

Согласно проведенным исследованиям речь не является врождённой способностью человека, а развитие её у ребёнка зависит, прежде всего от взрослых, которые находятся в ближайшем окружении ребёнка, а также от сверстников, с которыми ребёнок общается. Вместе с развитием речи у ребёнка в дошкольном возрасте закладываются и формируются основные черты личности, характер, формы социального поведения и т.д..

Лисина М.И. выделила в онтогенезе коммуникативной функции речи четыре формы общения ребёнка и взрослого. Под формой общения следует понимать деятельность общения в течение определённого этапа её развития, которая берётся в совокупности всех её черт и характеризуется с учетом нескольких параметров (время её возникновения; место, занимаемое в жизнедеятельности ребёнка; содержание потребности, которая удовлетворяется в процессе данной формы общения; мотивы, побуждающие ребёнка к общению; средства общения, с помощью которых ребёнок общается со взрослыми). Эти формы сменяют друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка:

1. Ситуативно-личностное общение.

Имеет место в течении первого полугода жизни ребёнка. Данная форма общения протекает на той стадии, когда младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, навыками жизнедеятельности, и все его от­ношения с окружающим миром реализуются благодаря его взаимоотношениям с близкими взрослыми, которые обеспе­чивают все условия для выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.

Экспрессивно-мимические средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляется общение на данном этапе.

В развитом виде данный вид общения выражается у младенца в виде «комплекса оживления», являющегося достаточно сложным видом поведения, который включает такие компоненты как: сосредоточенность, внимательный взгляд в лицо другого человека, улыбку, двигательное оживление и вокализации. Как отмечает Мещерякова С.Ю., появление у ребёнка «комплекса оживления» и начало его использования в своём общении является показателем того, что у ребёнка появляется общение как вид деятельности и сама потребность в общении.

2.Ситуативно-деловая форма общения.

Данная форма общения имеет место в возрасте от шести месяцев до двух лет. Особенностью этой формы является то, что общение ребёнка со взрослым теперь протекает на фоне практического взаимодействия ребёнка и взрослого. Коммуникативная деятельность также связывается с данным способом взаимодействия. Ребёнок доброжелателен и внимателен, но начинает испытывать необходимость в сотрудничестве взрослого и совместной практической деятельности с ним.

Предметно-действенные операции являются здесь основными.В раннем возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью.

3.Внеситуативно - познавательная форма общения.

Развивает в возрасте от трёх до пяти лет. Данная форма разворачивается на фоне познавательной деятельности ребёнка, которая направлена на установление взаимосвязей в физическом мире, которые чувственно не воспринимаются. Имеется в виду, что практическое сотрудничество ребёнка и взрослого заменяется «теоретическим» сотрудничеством, предполагающем совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. У ребёнка появляются первые вопросы об интересующих его предметах и взаимосвязях.

4. Внеситуативно - личностная форма общения.

Данная форма общения имеет место в возрасте шести - семи лет. Данная форма является высшей формой коммуникативной деятельности детей в процессе общения со взрослым.Целью данной формы общения является познание социального мира людей, а не предметного мира вещей.

Внеситуативно - личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к ком­муникации, и на фоне разнообразной деятельности: иг­ровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым.

Ведущие мотивы на этом этапе - личностные, а средства общения - личностные.

Процесс данного перехода от одной формы общения к другой способствует развитию психики ребёнка, а так как данные формы взаимодействуют между собой, те изменения, которые произошли в психике ребёнка на более низком этапе, является основой для развития более совершенной формы общения в дальнейшем

Следует также рассмотреть как развивается коммуникативная деятельность и потребность в ней в аспекте «ребёнок-сверстник». Здесь тоже наблюдается ряд этапов, последовательно сменяющих друг друга. На протяжении всего дошкольного возраста коммуникация между детьми кардинально меняется по всем параметрам:

- содержание;

-потребности;

-мотивы;

-средства общения.

Данные изменения в онтогенезе протекают как плавно, та и с наличием резких качественных сдвигов.

В дошкольном возрасте (с двух до семи лет) имеют место два качественных сдвига:

1. Происходит, примерно, в четыре года и связан с резким возрастанием роли, которую начинают играть другие люди в жизни ребёнка.

2. Происходит, примерно, в шесть лет. Связан с появлением у ребёнка избирательных, но устойчивых симпатий и привязанностей и появлением отношений между детьми.

По аналогии с развитием общения между взрослым и ребёнком, выделяют также и этапы формирования общения между сверстниками:

1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Этот этап связан с появлением интереса детей друг к другу, повышением внимания к деятельности друг друга, также появляются желание и попытки привлечения внимание сверстников к себе и своей деятельности, также желание вызвать ответную реакцию. Ведущее место на данном этапе принадлежит подражанию детей друг другу, что, как раз, и вызывает ответные реакции со стороны сверстников. Подкрепление положительной реакцией и поддержкой своих действий со стороны сверстника способствует развитию индивидуальности, самовыражения ребёнка. Эмоционально-практическое общение является ситуативным по содержанию и средствам.

2. Ситуативно-деловая. Данная форма общения, складываясь, примерно, к четырём годам и продолжается до шестилетнего возраста. В данном возрастном периоде у детей ведущее место занимает ролевая игра, а сверстник, как участник общения, становится для ребёнка более привлекательным, чем взрослый. Деловое сотрудничество становится главным содержанием общения на данном этапе. Как и на предыдущем этапе, ребёнку важно внимание со стороны сверстника, но на этом этапе начинает проявляться потребность детей в достижении определённого совместного результата в процессе своей деятельности. Иными словами, у детей появляется потребность в сотрудничестве, которая становится главной на данном этапе развития общения между сверстниками. Наряду с этим у ребёнка появляется потребность в признании и уважения со стороны сверстника. Речевое общение на данном этапе становится преобладающем средством общения. Дети начинают активно разговаривать между собой, но их речь всё ещё остаётся ситуативной, несмотря на то, что в общении со взрослым начинают возникать внеситуативные контакты.

3. Внеситуативно-деловая форма общения начинает складываться у детей в конце дошкольного возраста. На данном этапе значительно возрастает число внеситуативных контактов, однако они имеют место, преимущественно, в процессе совместной деятельности, как и на предыдущем этапе. На данном этапе у детей формируется дружеское отношение друг к другу. Это связано с тем, что на данной ступени развития общения, ребёнок уже не воспринимает сверстника только как средство для самоутверждения, но и начинает видеть в нём отдельную самостоятельную личность.

Однако, следует понимать, что ни речь ни общение сами по себе не развиваются. Их полноценное и правильное развитие требуют целенаправленной систематической работы и наблюдения за этим развитием со стороны взрослых: родителей и воспитателей. С их стороны требуется правильная организация детского общения.

Как утверждают современные исследователи для развития речи как средства общения, необходимо наличие условий, побуждающих ребенка осознанно обращаться к слову. Данные условия также должны формировать у ребёнка потребность быть понятым сначала взрослым, а потом и сверстниками

Таким образом, как показывают исследования А.Н. Гвоздева, у ребёнка к семи годам речь становится полноценным средством общения для ребёнка, при условии сохранности речевого аппарата, здоровом психическом и интеллектуальном развитии и при условии нормального речевого и социального окружения ребёнка.

27 сентября 2020 в 06:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.