Шпагина Светлана Сергеевна, учитель - логопед , учитель-дефектолог

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «Ш» (для ребенка с дизартрией)

Конспект индивидуального занятия  «Автоматизация звука «Ш»

(для ребенка с дизартрией)

Цель: Автоматизировать звука Ш в изолированном виде и в слогах.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в логах, в слова

Развивающие:

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Коррекционные:

Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);

Оборудование: мнемотаблица с органами артикуляции звука «Ш», карточки с буквами ширма, мячики с изображением символов разных эмоций, Су-Джок мячи, мягкая игрушка змеи.

Ход занятия

1. Оргмомент:

Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Ш. А в гости к нам сегодня приползла змея Шуша. Они тоже хочет научиться произносить этот звук правильно. Научим ее? Для этого надо выполнить задание:

- Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнеси плавно на одном выдохе: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.

2. Отхлопай также как и я

(Повторение ритма. Логопед хлопает тихо, а ребенок громко)

ХХ-ХХ

Х-ХХ

ХХ-Х

ХХ-ХХХ

Молодец!

3.Массаж с элементами точечного массажа

Мы массаж решили сделать -

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим лобик мы опять.

Погладим щёки мы руками -

Не забудем посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять -

Щеки нужно согревать.

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам

4.Артикуляционные упражнения 

Толстячок — худышка,

Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Парус»

Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

Расскажем Шуше, как правильно произносить звук Ш

5. РАЗБОР АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ш

(Подбор карточек-символов с органами артикуляции)

ГУБЫ -вытягиваем вперед

ЗУБЫ – сближены

ЯЗЫК – широкий, поднимается вверх, похож на чашечку

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ – теплая

ГОЛОС - не работает

Перед нами теперь буква нашего звука Ш

предлагаю тоже выложить букву Ш ( счетные палочки)

Ребенок выкладывает букву

На дорожке ровно в ряд 3 столбика стоят

 ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА Ш.

Зашипела Шуша -ШШШ

6.РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

сейчас мы с поиграем в такую игру

Если услышишь звук Ш, подпрыгни на месте (картинки со звуком «Ш»)

7.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОГАХ

Предлагаю все буквы собрать, а поможет нам мяч (Су-Джок)

собираем гласные А, О, У,

ШШШ_________ А Получился слог ША

 ШШШ________ О Получился слог ШО

 ШШШ________ У Получился слог ШУ

Собрали мы все буквы

 (Ш)У, (Ш) О, (Ш)А

8.МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

(Логопед произносит слоговые ряды с разными эмоциями и перекатывает мячик  с изображением  символов  этих  эмоций  ребенку. Ребенок повторяет их и  перекатывает мячик  обратно)

ШИ-ШИ-ША- весело

ШО-ШО-ШУ- сердито

ША-ША- ШИ- удивленно

Понравился звук Ш Шуше и она захотела, чтобы в именах друзей были звуки Ш.

Мы с тобой сейчас их назовем. Я начну, а ты добавляй слог ША.

  МаША, НатаША, ПаША,  ДаША,  ГоША

9.ИТОГ

Какая ты молодец! Как хорошо потрудилась, так здорово выполняла задания, еще лучше подружилась со звуком Ш. 

10.Рефлексия

27 сентября 2020 в 06:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.