Шпагина Светлана Сергеевна, учитель - логопед , учитель-дефектолог

Мастер-класс Тема: « Звуки и буквы»

Мастер-класс

Тема: « Звуки и буквы»

Нас окружают различные звуки, это неречевые звуки мы их слышим физическим (физиологический, неречевой) слухом.

Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки, которые мы слышим с помощью фонематического слуха.

РЕЧЕВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ) СЛУХ — это способность улавливать и распозновать звуки родного языка, а также понимать смысл разных сочетаний звуков — слов, фраз, текстов, различать близкие по звучанию звуки (па-ба, уТочка – уДочка).

Уважаемые коллеги, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Важно не путать звуки и буквы.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении — сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Понятие «Буква» дают в школе. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

Привычное взрослым ЭМ, ЭЛЬ, КА – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: если мы будем давать понятие не звук а буква. Наши воспитанники будут читать в школе «ЭСТЕОЭЛЬ»«ЭМАКА». Согласитесь мы получаем непонятное звукосочетание, а не совсем предполагаемые слова СТОЛ, МАК.

Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина,«чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.

Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью.

Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Назовите гласные звуки?

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Их обозначаем красным цветом (фишками). Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв, что связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа][йо][йу][йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

Согласные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос.

Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

Согласных звуков– 36.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы можем связать твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что:

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Называть согласные звуки при анализе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слова самоваР, лаК, пилоТ, фонтаН и др.

Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)

Алгоритм выполнения звукового (фонетического) анализа слова.

Итог.

27 сентября 2020 в 06:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.